- Евгений Тимахов
5 секретов эффективного онлайн обучения
Электронные курсы, онлайн-тренинги, вебинары и системы дистанционного обучения уже прочно вошли в нашу жизнь. Куда бы вы не зашли - YouTube, Instagram - везде рано или поздно вы наткнетесь на рекламу вебинаров, сессий и коучингов, проводящихся онлайн. Не будет преувеличением, если сказать, что в мире наблюдается пандемия онлайн обучения. Но каждый ли электронный курс и вебинар эффективен? Я не хочу сравнивать мастерство спикеров или темы обучения, а лишь определить каким образом можно понять, что ты делаешь хороший, а главное эффективный электронный курс. Наверняка есть какие-то секреты, которые используют лучшие методологи и инструкционные дизайнеры. И да и нет. Тайны, волшебства и волшебной пилюли, увы не существует, но есть ряд очень простых и обязательных к исполнению правил если вы хотите создать уникальный и работающий продукт.

Примите, что очное и онлайн обучение - это "две большие разницы" Очень часто можно заметить, как спикеры, тренеры и коучеры, желая охватить большую аудиторию приходят в Интернет, не меняя свою программу, а лишь меняя инструмент ретрансляции знаний. Увы, это не работает, так как с помощью двигательных активностей, упражнений, кейсов и обсуждений можно удержать вовлеченность участников во время 8-часового тренинга в зале. Сидеть 8 часов перед монитором гораздо, гораздо сложнее. Помимо быстрой потери вовлеченности, онлайн обучение также отличается ограниченным инструментарием, таймингом, контролем обучения, фасилитационными возможностями и еще много чем. Учитывайте это при создании электронного курса.
Знайте своих участников Ключевой этап любой модели инструкционного дизайна гласит "Изучите будущую аудиторию". Вы должны знать их уровень знаний, навыков, пол, возраст, потребность в обучении. Согласитесь немного неуместно включать в обучение группы женщин-бухгалтеров новой программе шуточки, сленг, комиксы или глубокую геймификацию. Равно как и делать навыковый курс для продажников, состоящий из стены текста.
Дайте участникам право выбора Вытекающее из предыдущего пункта правило. Очень редко бывает так, что в группе участников будут идентичные по уровню знаний и навыков люди - каждый из нас несет свой багаж опыта. Поэтому не ограничивайте участников, силой заставляя их просмотреть слайд или прослушать видео. Лучше проверьте их знания и навыки после обучения. Уважайте время тех, кто тратит его на ваш электронный курс.
Модернизируйте ваш материал Сейчас для создания электронных курсов есть очень большой инструментарий, который позволяет вам вшивать тесты, инфографики, интерактивности или даже игры в свое обучение. Более того, он не перестаёт регулярно расширяться. Объективно оцените ваш продукт годичной давности. Соответствует ли он ключевым трендам e-Learning? Достаточно ли современно его наполнение и дизайн? Используются ли в нем новые интерактивные инструменты? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", запускайте редактор - и вперед!
Используйте Систему Дистанционного Обучения. Качественный электронный курс или вебинар - сам по себе очень сильный инструмент для повышения эффективности сотрудников. Но если вам необходимо оценить и провести через несколько онлайн-продуктов большую группу участников, не поленитесь выбрать и настроить СДО. СДО или Система Дистанционного Обучения (LMS - Learning Managment System) - это платформа, развернутая в облаке или на вашем сервере которая позволяет точно отслеживать прогресс участников, вести контроль за прохождением практических заданий или назначать необходимое обучение. На самом деле инструментарий современных LMS - невероятно широк. Попробуйте найти для себя оптимальную.
Хорошо это или плохо, но онлайн обучение и электронные курсы все чаще выступают в роли основного инструмента обучения. Давайте же делать его эффективным!
Теги: